Понятие дизайн освещения квартиры включает в себя грамотное размещение источников света, которые дают интересные световые и пространственные эффекты. Освещение квартиры в наше время может быть украшением интерьера. Когда-то эту функцию выполняли красивые люстры. Сейчас дизайнеры интерьеров ищут другие решения.
1. В одном ряду. Лёгкая гипсокартонная перегородка выполняет функцию освещённой ширмы. Равномерно расположенные здесь же, у пола, галогенные светильники излучают свет, способствующий расслаблению и отдыху. Регулярно размещённые точки освещения на нестандартной высоте украшают и в то же время организовывают пространство. Свет, отражённый от пола, образует на нем тёплые отблески.
Свет в доме выполняет не только свою прямую функцию. Он может также «творить» пространство — оптически его увеличивать, делать светлее, создавать настроение. Для того чтобы свет был практичным и красивым, следует соответственно проектировать освещение. Проверенным решением, позволяющим получить интересный световой эффект, является укрытие его источника за каким-то ограждением, монтаж в подвесном потолке или в нише. Для этой цели можно использовать различные материалы: не только гипсокартонную плиту (стоит она недорого и ей несложно придать нужную форму), но и камень, стекло, дерево либо металл. Для создания такого типа освещение чаще всего применяют галогенные, люминесцентные (дневного света) или люминесцентные компактные (энергосберегающие) лампы. Традиционные лампы накаливания нагреваются, что может привести к изменению цвета материала, в котором они установлены.
Мягкое освещение. Его можно получить с помощью невидимого источника света. Струящийся из-за стены или потолка, он создаёт иллюзию большего пространства. Складывается впечатление, будто там скрывается ещё одно помещение. Комната с подвесным потолком, за которым установлены источники света, воспринимается как более высокая и просторная.
2. Эффектный блеск. Ниша, подсвеченная равномерно расположенными галогенными светильниками, становится важным акцентом в интерьере. Эти источники света выразительно вырисовываются на фоне интенсивного цвета стены, благодаря чему усиливается контраст между плоскостями ниши и стены. Ниша, отделанная металлом, играет в интерьере роль светильника. Она гармонирует с другими металлическими элементами обстановки в помещении
3. С другой стороны. Деревянная плита выполняет функцию экрана, за которым спрятан источник освещения. Пробивающийся из-за неё свет создаёт иллюзию глубины пространства
4. Из-за уступа. Подвесная конструкция из гипсокартонных плит по периметру комнаты подчёркивает эффект подсветки. За конструкцией скрывается люминисцентная лампа, дающая рассеянный тёплый свет
5. Космическое настроение. Подвесные потолки — это по-прежнему модный и эффектный приём. Их можно сделать различной формы. В данном примере центральная часть потолка висит на подвесах. Свет, проникающий из-за неё, мягко падает на стены. Вмонтированные в пониженный потолок галогенные светильники хорошо освещают лестничную площадку и саму лестницу
Свет, проникающий сквозь поверхность матового стекла, создаёт интригующий сияющий интерьер. На восприятие пространства влияет также и цвет перегородок, карнизов или потолков, заслоняющих источники света. Белый цвет в сочетании с источником света придаёт интерьеру лёгкость. Если стены или потолки имеют тёплый оттенок, создаётся впечатление, что и свет также тёплый.
Свет, проходящий через какую-либо преграду, нерезкий, отражённый или рассеянный, не утомляет глаза. Он создаёт мягкий световой микроклимат.
Акцентирующий свет. В случае с подвесным потолком с видимыми точечными светильниками выделяются те фрагменты, на которые следует обращать особое внимание, чаще всего, это определенные зоны в помещении. Свет часто разделяет пространство, очерчивает границу между кухней и гостиной, разными зонами в ванной. Он также может указывать дорогу, направлять нас в определенное место. Такой свет — это мощный акцент в интерьере. Благодаря ему на стенах и полах могут появляться не только мягкие тени, но и рисунки, принимающие выразительные очертания.
Если цвет стены или потолка будет белым или очень светлым, источники освещения могут с ними сливаться. На фоне сочных, интенсивных цветов они будут казаться более выразительными.
В подвесном потолке, кроме различного вида галогенных и люминесцентных ламп, можно разместить и световоды. Из тоненьких нитей {диаметром от 1 до 3 мм) создают любые композиции, чаще всего источником вдохновения являются фрагменты ночного неба. Они зажигаются в определённой последовательности, создавая динамический эффект.
6. Очарование детали. Подвесная конструкция из гипсокартонных плит, к которой приклеены декоративные молдинги. Отражённый свет подчёркивает и в полной мере выявляет красоту декоративной штукатурки. Его источником может служить люминесцентная либо энергосберегающая лампа
7. Соблюдая ритм. Подвесной потолок со вставкой из матового стекла. Стекло также использовано в оформлении подсвеченных ниш в стене. Благодаря этому каждая из полок освещена тёплым равномерным светом, который подчёркивает ритм объёмов встроенной мебели
8. Над столешницей. Участок подвешенного над кухонной столешницей потолка закрыт снизу матовым стеклом. Люминесцентные лампы, вмонтированные над стеклом, хорошо освещают столешницу мягким рассеянным светом, создающим атмосферу уюта
9. Светящаяся полка. Подсвеченная полка на стенке из гипсокартонной плиты с повышенной влагостойкостью. Ее образует матовое стекло, под которым расположена люминесцентная лампа. Благодаря ей свет кажется слегка приглушённым: снизу он освещает зеркало и стену ванной
Декоративный свет. Освещённые точечными светильниками ниши и углубления могут служить фоном для мебели, красивых предметов, декора, картин. Освещённые участки подчёркивают красоту деталей интерьера. Иногда из них на стене создают декоративные композиции. С помощью этого приёма можно разбавить монотонность стены и придать ей глубину. Свет, направленный на картину в нише или, например, установленный в углублении, является камерным, создаёт особое настроение. Его могут оживить интенсивный цвет ниши или активная фактура ее отделки.
10. Под ногами. Источник света находится в полу. Светильники встроены в герметичные короба между керамическими плитками. Интересный эффект получается благодаря размещению матовой плёнки между склеенными листами стекла. Стекло укладывают в модули (не шире 50 см) на эластичных подкладках, которые опираются на уголки из нержавеющей стали, закреплённые в бетонном полу
11. Композиция на стене. В конструкцию из гипсокартонной плиты на одинаковом расстоянии вставлены галогенные светильники. Над ней, под потолком, расположены люминесцентные лампы. Свет от галогенок образует на стене декоративную композицию. Одновременно люминесцентные лампы освещают помещение рассеянным светом, отражённым от потолка
12. Рисунки светом. Потолок, подвешенный над душевой кабиной. Симметрично вмонтированные галогенные светильники освещают кабину, делая акцент на швах плитки. Они придают стене выразительный графический рисунок.